masterok

Давайте нарисуем красивый ковёр. Причём украсим его не картинками (то есть не сюжетным изображением), а ПРОСТО узором. Нам -взрослым, идея (вроде бы) ясна. Но…но, попробуйте вразумительно объяснить детям смысл слова «узор». Про узоры я рассказываю чуть не в каждой статье — мы их и дорисовываем и воспроизводим и самостоятельно составляем…а что это такое -чётко сказать я вам не могу.

Значение этого слова по Ожегову:
Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.

Так-то вот.

Всё правильно,только с таким определением далеко не уйдёшь.

Я обычно стараюсь довести до детей ту мысль, что узор не имеет сюжета, зато как правило состоит из повторяющихся по некоему закону деталей. Абстрактные узоры, это тоже типа узоры, но другие и их мы будем рассматривать отдельно.

Узоры же в классическом понимании делятся на растительные и геометрические. Растительные состоят из стилизованных деталей растений-листьев, цветов, веток. Геометрические- из линий или геометрических фигур. Про линии скажу так: если узор является просто контурным рисунком, то линии могут быть любые- хоть спираль, хоть пунктир…но, если предполагается цветовое решение узора, то тут уже иной подход: линии в таком узоре должны быть замкнутые.То есть- детали узора должны иметь границу со всех сторон. В противном случае изображение будет невозможно раскрасить «по-узору» и получим самоотрицание.

В растительных узорах такая проблема встаёт значительно реже. Ещё нам надо понять, что чередование деталей должно происходить по некоему закону, предписывающему ритмическое повторение размеров и пропорций.

Ну, а теперь обратимся к ковру. Потренируемся в составлении узора ,чтобы на практике понять все те теоретические положения, что я тут изложила.

Предположим, мы хотим украсить ковёр прямоугольной формы. Всех сразу очень попрошу: не стоит вписывать в прямоугольник овал или круг — это негармонично смотрится.

При украшении прямоугольника стоит учесть, что нужны какие-то однотипные детали по углам. Хорошо бы чётко обозначить центр и середины сторон. То есть- детали должны распределяться по диагоналям или по прямому кресту, проведённому через центр. Вот пара простых примеров:

Варианты узоров на ковре

Как нарисовать ковёр

Ещё одно замечание от меня лично: советую составлять растительный орнамент. Я работаю с детьми начиная с пятилетнего возраста, и –увы- к этому возрасту малыши уже мыслят чёткими штампами, везде стремятся рисовать квадратики ,кружки и треугольники(причём, часто строчками). Вобщем, не стоит потакать стремлению бездумно заполнить ковёр треугольничками-кружочками. А если уж на то пошло, то хотя бы распределить их логически.

По ходу заполнения ковра узором лист надо поворачивать, чтобы всё время видеть его с разных позиций и распределять детали равномерно. Когда рисунок готов – раскрасим его ПО-УЗОРУ. Затем нарисуем бахрому. Зачем?- а ради штриховки. И нарежем эту бахрому так же, как это делали, когда шарф рисовали.

Ковёр готов, и он нам здорово пригодится — нём может уютно устроиться котик, которого мы как-то раз изготовили.

Автор статьи –Марина Новикова.

По теме Раскраски-вещи читайте ещё:

Обувь

Раскраска зонт

Посуда

Метки: геометрический узор, растительный узор, составление узора

У кого не было подобного ковра из заставших времена СССР? Мы уже обсуждали с вами, откуда пошла традиция вешать ковер на стену , а вот рисунки на них это отдельная тема. Я помню себя ребенком, когда я пытался рассмотреть элементы орнамента и выяснить что же это такое.
А вы не задумывались ли, откуда брались такие вот замысловатые рисунки на коврах и что они означают?
Классические национальные узоры брали и для ковров ручной работы, и для машинных. Так что, даже, если у вас дома был очень дешевый синтетический ковер, рисунки на нем все равно были «с посланием».
Существовал специальный каталог, по которому в СССР можно было заказать настоящий ковер в одной из республик! Каталог этот выпущен Внешпосылторгом. Заказывать у этой организации можно было товары за чеки, которыми платили специалистам, работавшие за рубежом. Там были ковры «Казах», «Карабах» и даже почему-то «Кубу». Из заграничных можно было выбрать себе болгарский ковер или даже ковер из ГДР.

Так, например, в описании к армянским коврам говорится, что «модели» «Ереван» и «Иджеван» появились после изучения традиционных армянских миниатюр.
И главный мотив этих ковров — цветок лотоса, а уже на его стилизованных лепестках изображали стилизованных же животных, бутоны и стебли.
А вот туркменские ковры украшали ромбами, которые называются «гель». То есть, все эти рисунки были традиционными. Их придумывали вовсе не советские люди (ну или советские люди брали за основу старинный орнамент и немного перерабатывали).

Например, очень часто в центре находился «медальон», и он символизировал солнце. Интересно, что это изначально был иранский мотив, который в СССР тоже взяли на вооружение.

А еще на коврах могли встречаться бесконечные линии, которые завивались в разные стороны, они называются эслим, и это персидский мотив. Интересно, что геометрические узоры тоже могли обозначать стилизованных животных или растения.

Все ковровые узоры, независимо от страны, где соткан ковер, делятся на четыре группы:
— Животный мир.
— Растительный мир.
— Геометрические фигуры.
Ковровые узоры можно классифицировать и по другому признаку — месту, которое символ занимает на ковре. Например, некоторые элементы появляются лишь в центральном поле изделия, другие — в бордюре; некоторые являются частью орнамента, другие — самостоятельными рисунками.
Конечно, не каждая деталь коврового орнамента имеет особое значение. Некоторые элементы являются лишь украшением. Но есть и те, которым придавался раньше сакральный смысл, которые считались талисманами, способными принести в дом счастье, любовь.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УЗОРОВ
Растительные образы
Деревья — обычно олицетворяли плодородие и превозносили воду, как источник жизни. Стилизованное дерево изображали геометрическим рисунком, напоминающим стрелу или якорь.
Гранат — на коврах можно встретить изображение и плодов и цветков граната.

Бута — элемент персидского происхождения, имеет бионическую форму и украшен растительными узорами, часто встречается на персидских антикварных коврах .

Эслим — спиралевидные бесконечные линии, украшенные цветами и листьями. Эслим — символ бесконечности.
Ваза — изображение на коврах вазы, часто с цветами. Используется на востоке как метафора, когда речь идет о возвышенной любви.

Животные
Орел — символ царской власти и мощи.
Павлин — ассоциация с Богом солнца, охранительный талисман.
Овцы, бараны — изображаются на коврах символом “S”, несут в себе память о кочевническом образе жизни.
Дракон — талисман. Изображается так же, как домашние животные, буквой “S”.
Петух — символ возрождения.
Лев — олицетворяет силу.
Пегас — символ мудрости.
Часто геометрические фигуры на коврах – это стилизованное изображение животных или растительности. Но иногда встречаются и знаки с особым значением, например, свастика.
На стену вешали яркий новый ковер, а тот, что похуже, клали на пол, чтобы не жалко было топтать. Со временем настенный ковер пылился, но про него как будто забывали и снимали с гвоздей только в случае ремонта или стихийного бедствия. В 2000-х такие ковры прозвали «пылесборниками». К счастью или, к сожалению, это был закат эры коврового уюта.
Tags: СССР

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *